На главную

Психология для всех

Поговорим о любви...

Секреты общения

Взрослые и дети

Новости психологии

Тесты

Ответы на вопросы

Астрология для всех

О детях

О разном

Ответы на вопросы

Вопросы и ответы

Форум Астролайн

Гостевая книга

О нас

Запись на консультацию

Ссылки

 

Взрослые и дети

Наши дети...  Наша самая главная в жизни радость. Наша самая трудная в жизни работа. Здесь вы найдете советы и рекомендации психологов о том, как наладить общение с ребенком, как помочь ему освоиться во взрослом мире, как научить его многим полезным навыкам. wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww

ьОткуда берутся спокойные дети. Часть 1я. О самых маленьких

ьОткуда берутся спокойные дети. Часть 2я Дошкольник

ьМы идем в детский сад

ьРежим дня: потребность или ненужное ограничение.

ьЭто вечное "Кем быть?"...

скоро!!! Какой послушный ребенок!...

скоро!!!Как научить ребенка самостоятельности.

скоро!!!Домашняя работа - учение без мучений

Если у вас есть вопросы по воспитанию детей, задавайте их на форуме или пишите нам.

Если вам необходима консультация психолога или астролога, жмите сюда.

Читайте также о детях и взрослых в разделе

Астрология для всех.

Детские игры, занятия спортом, организация отдыха и питания детей глазами астрологов.

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww

Откуда берутся спокойные дети.

Часть первая. О самых маленьких.

В первые месяцы жизни, когда малыш лишь начинает осваивать новый мир, помощь матери бесконечно важна. Кто я в этом мире и хорошо ли мне в нем? Могу ли я на него положиться? Нужен ли я? Любим ли? Все это ребенок узнает из отношений с главным и самым близким человеком - мамой. А молодая мама нередко оказывается в растерянности от новых забот и новых чувств - и это вполне естественно. Да еще противоречивые советы окружающих: «Поменьше бери его на руки, а то потом привыкнет и будет все время проситься» - «Главное - почаще держи на руках, обнимай, целуй - это же твой ребенок»; «Если плачет - дай ему грудь, сразу успокоится» - «Смотри, не избалуй, на каждый писк не беги, один раз проплачется, зато потом капризов не будет». Как же выбрать наиболее удачный путь общения с малышом, как вырастить спокойного и счастливого ребенка? Наверное, каждая мама задумывается над этими вопросами.

Итак, что же надо знать, чтобы научиться успокаивать плачущего младенца...

1. Ребенок никогда не плачет просто так. Идея о бессмысленных капризах к этому возрасту неприменима. Раз плачет - значит, что-то не так.

2. Сначала обратимся к обыденным причинам - хочет есть, пить, жарко, холодно, надо менять подгузник, что-то болит или просто неудобно лежит. Здесь важное примечание - если плачущему ребенку предложить поесть, он, скорее всего, успокоится - хотя бы на время. Но если причина плача очевидно не в этом (например, час-два назад поел как надо), обращаться к такому успокоению не стоит. Ведь игнорируя настоящую причину плача, мы приучаем ребенка игнорировать свои чувства и потребности.

3. Если бытовых причин нет - значит, плачет от волнения, тревоги или от страха. Подумаем, что могло его встревожить. Новая обстановка, шум, незнакомые люди. Вчерашняя семейная ссора или просто звук автосигнализации за окном. В этой ситуации ребенку необходимо ощутить материнское тепло - ведь если мама рядом, значит, все в порядке. Возьмите малыша на руки, погладьте, скажите что-нибудь успокаивающее. Не понимая смысла слов, дети очень чувствительны к интонациям. Именно в это время, когда вы общаетесь на языке интонаций и прикосновений, и зарождается то самое взаимопонимание без слов, которое мы так ценим в любых отношениях.

4. Помните - дети, которых успокаивают, вырастают значительно более спокойными, чем те, кому приходится успокаиваться самим - в том возрасте, когда они не умеют это делать. Нельзя оставлять ребенка плакать, пока не затихнет сам, до изнеможения. Ребенок должен знать, что если ему плохо, он может рассчитывать на помощь родителей. Не правда ли, в его дальнейшей жизни ему это пригодится?...

5. Избегайте любых крайностей. Сидеть часами у детской кроватки не стоит. Ведь ребенок, привыкнув, что мама всегда, на 100% удовлетворяет все его (нехитрые пока) потребности, будет ожидать от нее этого и дальше - и тогда трудностей будет немало и у него, и у вас. Впрочем, вам просто физически не удастся являться по каждому зову вашего малыша, и в этом нет ничего страшного. Ребенок должен знать, что маме тоже надо есть, спать, готовить ему же ванночку или гладить белье - что у нее есть свои дела. Он получает важный опыт - мама всегда старается мне помочь, когда может, но с некоторыми проблемами надо мириться и справляться самому.

6. Чтобы ребенок увереннее чувствовал себя в окружающем мире, старайтесь следовать режиму дня. Поначалу он будет строиться в основном вокруг режима питания. Отклонение от назначенного времени на полчаса-час несущественно, но соблюдение режима в целом делает нервную систему ребенка более устойчивой. Существует заблуждение, что ребенок сам знает, когда ему есть и когда спать, а режим - лишь ненужное ограничение (подробнее об этом читайте здесь). На самом деле психика ребенка еще не сформирована (это произойдет только к семи годам), и самостоятельно наладить режим он не в состоянии.

7. Больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему, что вы делаете, как вы его любите - всё, что вам хочется. Берите его на руки, целуйте и ласкайте - всегда, когда вам хочется. Помните - этот человечек любит вас, вы - центр его Вселенной. И ему нужна ваша любовь.

Татьяна Быкова 

Обсудить на форуме.

В начало

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww

Откуда берутся спокойные дети. Часть вторая.

Дошкольник.

Всем известно, что детские волнения и страхи, возникающие подчас в простых и обыденных для взрослых ситуациях, могут наложить отпечаток на дальнейшее развитие ребенка. Поговорим о том, как научить ребенка справляться с трудной ситуацией, как предотвратить стресс.

Прежде всего - важное уточнение. Стресс, а значит, и связанные с ним страхи и слезы, возникает от недостатка информации. Не ожидал, что так произойдет. Или - надеялся на одно, а получилось совсем по-другому. В применении к дошкольнику это означает, что подготовленный ребенок, знающий, что его ждет, будет спокойнее реагировать и на посещение детского сада, и на посещение врача. В повседневных хлопотах мы нередко забываем или не успеваем рассказать ребенку о предстоящей прививке или визите к окулисту, а для ребенка это оборачивается слезами. Мама ругает:"Ты что, стыдно плакать, ты уже большой мальчик". А он не знал, что ему уколят пальчик, и не знал, что делать, когда больно. Просто сказали, что идем сдавать анализы.

А что, если попробовать по-другому?

Перед первым посещением врача, прививкой, посещением детского сада или путешествием в метро поговорите с ребенком. Только не у дверей кабинета врача - "сейчас тебе сделают прививку", а заранее, за день-два,   чтобы малыш мог привыкнуть к мысли, что ему предстоит и что ему делать. Выберите доступные для его понимания слова, терпеливо отвечайте на его вопросы. Например, перед первым визитом к зубному врачу можно рассказать, что доктор посмотрит, хорошо ли почищены зубки, правильно ли растут. Надо будет сесть в специальный стульчик и широко раскрыть рот. (Можно потренироваться потом:"Как ты откроешь ротик, покажи?") Доктор потрогает зубки специальной палочкой и все. После этого можете не бояться, слез не будет.

Если ребенку предстоит некая болезненная процедура (надо делать прививку или просто смазать царапину зеленкой), возможен такой вариант. Предупредите малыша, что сначала будет больно(или пощипет), но потом пройдет, а для надежности можно   посчитать до пяти( если получается - с ним вместе), сообщив, что на слове "пять"  будет уже меньше больно (или совсем не больно). После процедуры сразу начинайте считать, а закончив - спросите: "Правда, уже меньше больно?" Будьте уверены, слезы высохнут. В любой стрессовой ситуации сначала мы должны  сначала признать, что ребенку в данный момент больно (страшно), а потом создать у него ощущение, что он владеет ситуацией ( например, с помощью счета), и сообщить, когда все снова будет хорошо. Здесь можно в полную силу использовать так называемое родительское программирование. Действительно, ребенок верит, что мама и папа все знают, а значит, как они скажут, так и будет. Мама сказала, что все пройдет - значит, так и получится.

Помните, что настроение взрослых легко передается детям. Если при встрече с большой собакой, которая громко гавкает на каждого встречного, мама дрожащим голосом говорит: "Пойдем отсюда", ребенок будет бояться собак. А если ему объяснить, что собачка так здоровается, что по-другому просто не умеет разговаривать, малыш будет реагировать спокойнее. И некоторое время спустя информация о том, что собаки бывают разные и что с незнакомыми собаками надо вести себя осторожно потому-то и потому-то, будет воспринята как разумное предостережение, а не как иллюстрация к фильму ужасов.

Перед поездкой на отдых или на дачу расскажите ребенку, как и на чем он поедет, что увидит, что возьмет с собой. Подготовьте его к возможным неожиданностям.

Приходилось сталкиваться с мнением, что до трех лет ребенка не следует заранее готовить к трудным ситуациям, а надо проводить через стресс неожиданно. Такая позиция демонстрирует лишь неумение (или нежелание?) взрослых общаться с ребенком. Ведь неожиданные и неприятные, пугающие события все равно обернутся для ребенока стрессом, слезами, страхом, будь то прививка или поездка в шумном и многолюдном метро. Если ребенок еще мал, и не в состоянии понять ваши разъяснения, можно лишь связать ключевое слово с каким-нибудь созвучием, сопровождая рассказ улыбкой. Например,  перед первой поездкой полуторагодовалой дочери в метро мама ей рассказала, что ее ожидает, в такой форме: "Поедем  на метро кататься - бубух-бабах, бубух-бабах! - метро!" (Малыши в этом возрасте с восторгом воспринимают разные междометия типа "бух!" или  "ап!") Оказавшись в метро, ребенок поначалу был напуган громким шумом проезжающего поезда, но, услышав от мамы знакомое веселое "бубух-бабах" в такт колесам и слово "метро", успокоился и заулыбался.

Названный пример показателен. Мы всегда сможем облегчить для ребенка трудную ситуацию, если  адекватно внесем в нее элемент чего-то хорошо ему знакомого и приятного, будь то плюшевый мишка  или любимая песенка.

Другой трудный для детей момент - семейные конфликты. Не секрет, что время от времени конфликтные ситуации возникают почти во всех семьях  (далеко не всегда, впрочем, являясь признаком серьезного неблагополучия). Если получилось так, что ребенок стал свидетелем неприятного выяснения отношений между взрослыми, не следует оставлять эту ситуацию без внимания. Поговорите с ним (по сюжету "тебе было страшно, но уже все прошло"). Выслушайте ребенка - ему лучше высказать свои переживания. Ответьте на его вопросы, если они есть. Объясните в простых словах, что произошло, каковы причины конфликта, как он был улажен (если улажен...)Помните, что ребенку дороги все окружающие его родственники, поэтому тезисы типа :"Твоя бабушка просто плохо соображает головой"или "Папа злой", мягко говоря, неуместны. Не стоит перегружать малыша информацией о взрослых делах, расскажите ему лишь то, что касается его лично. Мышление ребенка эгоцентрично, потому он склонен все события связывать с собой, любимым. Если, например, он видел, как один взрослый кричал или ругался в его присутствии, он, скорее всего, будет думать, что это было направлено на него. Объясните ему, что он не виноват, что взрослые поссорились потому, что не поняли друг друга, не смогли сразу договориться или  устали (для 90% семейных неурядиц это не будет неправдой). Если конфликт разрешен, обратите на это внимание малыша - пусть он знает, что теперь все снова хорошо и (это важно!) что ссоры можно и нужно завершать примирением. Если конфликт не до конца улажен, выразите надежду, что примирение обязательно произойдет, ведь вы одна семья и любите друг друга. Тем самым тягостное переживание ребенком стрессовой ситуации будет сведено к минимуму (да и взрослым даст возможность задуматься о происшедшем...) Ввязывать ребенка в выяснение отношений недопустимо.

Если ребенку предстоят важные жизненные перемены - появится братик или сестричка, предстоит пойти в детский сад, - подготовку следует начинать загодя. (Об этом см. здесь и здесь.)

Воспитание спокойного, умеющего справляться с трудностями ребенка  - задача, конечно, непростая. Прежде всего потому, что требует терпения и внимания. Однако эти заботы воздадутся сторицей.

Татьяна Быкова 

Обсудить на форуме.

B начало

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww

Мы идем в детский сад.

...И вот, наконец, ребенок подрос настолько, что можно задуматься и о детском садике. Иногда приходится слышать такое мнение, что садик вообще не нужен, и дома ребенку лучше. В действительности возрастные особенности дошкольников таковы, что для наилучшего развития им необходим коллектив сверстников, среди которого они смогут выбирать себе друзей и освоить навыки общения. Кроме того, возможности разностороннего обучения детей в садике, конечно же, шире, а умение адаптироваться в группе других детей и привычка к регулярному обучению сослужат неоценимую службу в школьные годы.

Оптимальный возраст для начала посещения детского сада - три года и более. Государство недаром предоставляет мамам отпуск по уходу за ребенком именно до трех лет(хотя оплата его и оставляет желать лучшего..). Законы развития психики ребенка таковы, что до трех лет ему жизненно необходима мама, а после трех -    также жизненно необходим коллектив ровесников. Поэтому, отдавая ребенка в детский сад до трех лет, будьте готовы к  тому, что малышу нелегко будет привыкнуть к новой жизни.

В любом случае ребенка к садику надо подготовить -  и практически, и психологически.

Практическая подготовка состоит в следующем: к началу посещения сада ребенку желательно освоить как можно лучше навыки самообслуживания. Это значит, что малыш должен уметь самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, одеваться и раздеваться, управляясь с молниями и пуговицами. Конечно, лучше, чтобы всему этому он научился в семье. Если нет, в саду его научат - но домашняя обстановка мягче и привычнее, и потому повседневные навыки предпочтительнее осваивать именно дома.

За несколько недель до начала посещения детсада лучше заранее перевести ребенка на тот режим дня, который принят в выбранном вами учреждении. Чтобы вашему малышу было удобнее в саду, подготовьте для него такую одежду и обувь, которые он сможет легко и быстро снять или одеть без посторонней помощи (молнии, обувь на "липучках", водолазки и пуловеры).

Если у вашего ребенка есть какие-нибудь заболевания (например, аллергии) или другие особенности, требующие внимания (например, заикается или боится темноты), сообщите об этом лично воспитателям.

Психологическая подготовка может быть начата за два-три месяца до первого похода в сад. Расскажите ребенку, что он уже вырос и в его возрасте дети уже ходят в детский сад. Там они играют - там много разных игрушек, рисуют, лепят из пластилина (называйте те занятия, которые интересны вашему ребенку). Дети в садике остаются без мамы, но вместо мамы с ними играет воспитательница. Она читает детям книжки, рассказывает им сказки, помогает одеваться, ходит с ними гулять, дает покушать. В детском садике все как дома - завтрак, обед, после обеда дети спят. Ответьте на все вопросы ребенка (они могут появиться и несколько дней спустя). Время от времени напоминайте ему, что вот он какой уже взрослый, даже в садик скоро пойдет. 

О том, что некоторые детки в садике плачут, оставшись без мамы, ребенку знать ни к чему. Сама формулировка : "Ты же большой, не будешь плакать, правда?" сообщает, что в этой ситуации может быть причина для слез. Поэтому не стоит фиксировать внимание на возможных трудностях. Рано или поздно ребенок сам задумается - как же он будет без мамы. Рассказывайте, что воспитательница будет ему помогать как мама: если он упал и ударился - пожалеет, если что-то болит - надо рассказать тоже воспитательнице, если (всякое бывает..) описался - воспитательница поменяет штанишки. Особенно подчеркните, что днем или вечером мама или кто-то другой из взрослых за ребенком придет, а чтобы деток не забирали из сада - так не бывает. Как ни странно, многое из того, что кажется нам само собой разумеющимся, для ребенка не так очевидно, и лучше все это проговорить.

Познакомьте ребенка заранее с особенностями детсадовского быта. Очень хорошо, если вы пройдете вместе с ребенком на территорию сада. Покажите ему игровые площадки, зайдите в здание. Пусть малыш увидит, где дети играют, где спят, куда вешают одежду, где умываются. Как правило, сотрудники детских садов легко разрешают детям заранее познакомиться с обстановкой - ведь это избавит их от возможных трудностей в будущем. Хорошо познакомить ребенка с будущей воспитательницей. Конечно, первое время ребенку желательно оставаться   в садике неполный день.

Первые дни и недели в детском саду проходят непросто. Вашему малышу предстоит освоить огромный объем информации. Нагрузке подвергается и иммунная система - многие дети первое время "не вылезают" из ОРЗ. Причина не только в расширении контактов, но и в некотором ослаблении иммунитета самого ребенка вследствие перемены обстановки. Не стоит этого бояться, будьте готовы преодолеть эти трудности вместе с ребенком.

Постепенно - во многом с вашей помощью - все наладится, и новая жизнь принесет малышу радость.

  Татьяна Быкова 

Обсудить на форуме.

B начало

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww

Режим дня: потребность или ненужное ограничение.

Вопросы по режиму дня – одни из самых распространенных. Когда укладывать спать – и как? Как кормить  - по часам или когда захочет? А вообще, режим нужен? Может быть, ребенок сам разберется, когда голоден – поест, устанет – пойдет спать?

Внесем ясность в эти вопросы.

Психика ребенка в момент рождения находится в зачаточном состоянии. Она развивается в первые семь лет жизни, развивается в соответствии с тем опытом, который переживает ребенок за эти годы. Поэтому до 7-8 лет ваш сын или дочь просто не в состоянии отследить, в чем именно причина испытываемого им дискомфорта. Малыш будет чувствовать, что что-то не так, но он далеко не всегда в состоянии верно понять,что именно ему нужно, и уж тем более сообщить об этом взрослым.

Существует мнение, что режим дня для малышей - лишь никчемное ограничение советской медицины, а ребенку нужна свобода. (Заметим - как правило, такую позицию занимают мамы, которых в детстве воспитывали довольно строго, часто - чересчур ограничивали). Но ребенок со всем этим пока не знаком, а самому ему определить, что и когда ему необходимо - не по силам. Представьте, что вы находитесь в помещении, в котором неизвестно, на каком расстоянии от вас стены, пол и потолок. Вы не знаете, как их отдалить или приблизить - а кроме вас это сделать некому.. Обычно, представив эту картину, люди говорят: "Неуютно.. Страшно.." В подобной ситуации находится ребенок первого года жизни без режима сна и питания. А ведь за счет этого, казалось бы, во многом, физиологического фактора - режима - устанавливается на долгие годы представление человека о границах внешнего мира, о своем месте в нем. И ощущение уверенности рождается из простых поначалу(но важнейших в этом возрасте!) вещей - уверенности, что мама придет, даже если я не позову, что покормит и погладит.

Режим для самых маленьких будет поначалу строиться вокруг режима питания. Первые недели, пока мама и малыш привыкают друг к другу, говорить о каком-то упорядоченном питании нет смысла. Однако уже с третьего месяца можно постепенно переводить ребенка на питание в определенные часы.  В течение нескольких дней   малыш привыкнет есть и спать в одно и то же время суток. А маме будет удобнее распланировать свой день, выкроить время и для домашних дел, и для так нужного ей отдыха. Отклонение от графика на полчаса в ту или другую сторону несущественно, если ребенок сильно голоден или, наоборот, проспал обед.

По мере того, как малыш растет, режим меняется. Переводя ребенка на новый график питания и сна, делайте это постепенно (в среднем на это уходит от трех до шести дней – если в этот период не было других событий). Старайтесь, чтобы этот переход не происходил во время болезни ребенка, прорезывания зубов или в период введения нового прикорма.

Больной вопрос для многих молодых мам – ночной сон. Дети до одного года встают рано, в семь, а иногда и в шесть утра. Иногда мамы – в надежде, малыш побольше поспит утром,- укладывают ребенка спать позже, в десять или даже в одиннадцать часов вечера. Ребенок привыкает и к этому графику, но в итоге не добирает так нужного ему ночного сна. Опасения, что, мол, рано уложишь, он еще раньше проснется, безосновательны. Чтобы нервная система была устойчивой, дети до трех лет должны ложиться спать в 20.30 – 21.00. Нет необходимости дожидаться, пока малыш сам начнет клевать носом или уснет где-нибудь в уголке. После ужина не разрешайте детям шумные игры, не допускайте перевозбуждения – малышам трудно пока быстро успокоиться. Перед сном расскажите ребенку сказку, спойте колыбельную.(Вы знаете, что по данным Всемирной организации здравоохранения именно колыбельная была признана лучшим снотворным в мире?...) Через несколько дней малыш сам легко будет ложиться спать в нужное время. Для мамы же такой вариант как нельзя более удачен – не секрет, что своими делами она может толком заняться лишь тогда, когда любимое дитя уже спит.

Для дошкольников и школьников режим дня не менее важен. Ведь им нужен запас нервных и физических сил для обучения. Без регулярного питания и здорового сна этого достичь невозможно.

Конечно, жизнь наша, по счастью, не состоит из одних будней, и от режима возможны отступления   - но они должны быть исключениями из общего правила. Объясните, например, ребенку, что фильмов, которые нужно смотреть детям, после 20.00 просто не бывает. Особенно это относится к младшим школьникам – дети подросли, казалось бы, можно и ослабить режим. Однако именно в этом возрасте сон по-прежнему необходим.

Первоклассникам желательно ложиться спать не позже 21.30, ученикам 5го класса – не позже 22.00. О перегруженности школьных программ давно ходят легенды, нервная система младшего школьника подвергается сильнейшим испытаниям. А если ваш ребенок еще посещают дополнительные занятия в кружках или секциях, то сил ему требуется еще больше. Не выспавшись, ученик не сможет как следует усвоить школьный материал, потратит вдвое больше времени на выполнение домашних заданий, переутомление, таким образом, растет, а самостоятельно его преодолеть ребенок не в состоянии.

Что же делать, если ваше драгоценное чадо уже привыкло ложиться спать поздно? По счастью, дети растут, в своем росте проходят различные этапы – их и можно использовать. Например: «Тебе уже 5 (6,9, 10) лет. Ты идешь в первый (второй, пятый класс). Тебе надо будет рано вставать, у тебя будет много новых интересных забот. Надо будет учиться больше, чем раньше. Нужно будет больше сил. Чтобы были силы не только учиться, но и играть, нужно больше спать. Поэтому с завтрашнего дня ты будешь  всегда ложиться спать в девять(десять) часов». Дальше – дело за вами. Проследить четко, чтобы именно завтра, а также все последующие дни ребенок следовал этому режиму. Поначалу будет трудно, будут, возможно, проявления недовольства или ребенку будет трудно первые дни засыпать непривычно рано, но в скором времени все наладится. Результат же не замедлит сказаться.

Что касается дошкольников и детей раннего возраста, им объяснений нужно меньше. Достаточно просто объяснить, что нужно ложиться спать раньше, чтобы поскорее вырасти, чтобы быть сильным и здоровым, и, конечно, следите, чтобы ваши собственные требования были соблюдены.

Не стоит считать режим лишним ограничением детской свободы, придуманным нудными взрослыми. Ведь сами мы давно уже не дети, и понимаем, что всему свое время. Организовав режим дня, мы не только оберегаем здоровье наших детей, но и учим их тому, как разумно распределять свое время и заботиться о себе.

 

Татьяна Быкова 

Обсудить на форуме.

B начало

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww

"Это вечное: кем быть?...

Ведь первая любовь с названием работа

Останется при нас оставшуюся жизнь...

Ю.Визбор.

Выбор профессии – один из важнейших в жизни человека. Правда, значимость этого выбора мы в полной мере обычно осознаем тогда, когда в собственной жизни мало что уже можно изменить. Кому-то эти мысли приносят удовлетворение: «Как    хорошо, что я тогда не ошибся, как мне повезло». А кто-то – согласитесь, нередко – размышляет об этом с сожалением: «Если бы я тогда понимал, что мне нужно…» - и спешит помочь в выборе профессии своим детям. Некоторым людям и те, и другие эмоции непонятны: «Были бы деньги, а работа не волк, и, кстати, кони от нее дохнут». Впрочем, и за такой позицией нередко стоит разочарование по поводу того, что не довелось узнать свое место в жизни, и возникает вопрос: «А кто я? Для чего я?». Тесная связь профессионального выбора и всего дальнейшего жизненного пути понятна. Ведь взросление напрямую связано с обретением своего места в обществе, в структуре социальных связей, чаще всего – в работе. От того, как проходит этот процесс, зависит вся дальнейшая судьба человека. В современном обществе, когда спонтанность и сумятица эпохи первоначального накопления капитала уже улеглись, и профессионализм снова обрел прежнюю – если не большую – ценность, вопросы профессиональной ориентации имеют огромное значение. Вместе с тем, проблем в этой сфере немало. На них накладывают свой отпечаток и специфика данного социально-экономического этапа развития общества, и культурные стереотипы, и особенности образования, и характер воспитания. Рассмотрим эти проблемы подробнее, обратимся к причинам и сущности имеющихся на данном этапе трудностей, попробуем найти пути их преодоления.

Глубокие изменения социально-экономической ситуации последних 10-15 лет не могли не сказаться на подрастающем поколении. Нынешние подростки взрослеют не совсем так, как их родители.  По данным специалистов по социологии и социальной психологии, по сравнению с предшествующими поколениями нынешние юноши лишены важнейшей опоры профессиональной ориентации: опыта родителей. В самом деле, опыт родительского поколения складывался совсем в другой   обстановке. К счастью, недостатка в различных программах по профессиональной ориентации в нашей стране нет, и в психологии, и в социологии эта проблема изучена хорошо. Как же решается эта проблема, каковы особенности профессионального выбора в юности?

Сразу оговоримся  - существует два основных подхода к этому вопросу, как в среде ученых, так и в среде родителей и педагогов. Основное различие этих позиций состоит в представлении о том, кому должна принадлежать ведущая роль в профориентации – главному герою (молодому человеку) или окружающим его опытным взрослым. Заметим, что среди опытных взрослых преобладает, увы, представление о том, что дети - даже если они уже бреют бороду и неплохо соображают в математическом анализе, - это все равно дети, и сами верный выбор осуществить не в состоянии. Психологам, напротив, давно известно, что человек способен достичь успеха лишь в той деятельности, которой он занимается сам. Именно собственная активность человека играет решающую роль в его становлении как личности.  Да, на момент окончания школы ценности и приоритеты человека еще далеко не окончательно сформированы и могут много раз поменяться. Да, окончательное утверждение профессионального выбора происходит только в зрелом возрасте. Да, ранняя специализация не всегда хороша именно потому, что взгляды подростка на себя и свое место в мире меняются. Тем не менее, удачным, адекватным может быть лишь тот выбор, который человек совершает сам, задача же окружающих его взрослых – создать условия для того, чтобы он мог как можно лучше разобраться в себе и в том, что ему нужно. Это – наиболее благоприятный вариант. Почти что идеальный.

Посмотрим, что происходит на практике. А на практике реальный выбор профессии для многих отходит на задний план. Судите сами: надо поступить в институт – как все нормальные люди, от армии надо получить отсрочку, да еще и деньги надо зарабатывать. Это - дополнение к обычным для всех трудностям профессионального самоопределения.

Важный аспект проблемы – недостаточная осведомленность о будущей профессии, отсутствие четкий представлений о ее  будничном содержании. Выпускники нередко мотивируют свой выбор не практическими реальными доводами, а эмоциональными соображениями, иногда отдаваясь во власть романтики или модных веяний. Затем грезы рассеиваются, и наступает разочарование. Например, свое решение уйти с третьего курса психологического факультета одна девушка объяснила так: «Оказывается, надо будет всю жизнь выслушивать про чужие проблемы!» (А раньше-то где была?) Действительно, причиной нереалистичного, ошибочного выбора профессии часто бывает именно недостаток информации, конкретных примеров повседневной работы. Доказательством этому может быть такой факт: отношение подростков к профессиям учителя и врача, как правило, более определенно, чем к другим, и менее подвластно веяниям социальной престижности. Ведь дети сталкиваются с представителями этих профессий с самого детства, хорошо знают особенности будничной работы педагогов и врачей, и выбор здесь более осознан.

Но, даже зная свои способности и хорошо ориентируясь в мире профессий, молодежь не всегда в состоянии принять решение, сделать выбор. Ведь выбор – дело сложное. Всякому человеку свойствен интерес к своей судьбе, к будущей профессии, но он не всегда осознает, что его счастье и будущее зависит от него самого, от того, в какой мере он знает сам себя, как видит свое место в обществе.  Кроме того, нужно учитывать основную и, увы, объективную трудность профессионального выбора по окончании школы – молодым людям приходится выбирать направление специализации дальнейшего образования в том возрасте, когда их ценности, личность еще не до конца сформированы, и вряд ли можно рассчитывать на окончательное решение проблемы профессионального самоопределения. Множество людей решает эти вопросы и после окончания вуза, и после службы в Вооруженных силах, и даже несколько лет проработав по той или иной специальности. И в этом нет ничего удивительного, если мы учитываем связь профессионального выбора с развитием личности. Ведь личность каждого из нас уникальна, как уникальны и темпы и характер ее развития. Выбор профессии на всю жизнь во взрослом возрасте – скажем, в 25 лет – является, без сомнения, более осознанным и реалистичным. А это означает, что избранная специальность, скорее всего, адекватна истинным склонностям, стремлениям, характеру человека, и потому возможности его профессионального и карьерного роста значительно шире. Недаром квалифицированные рекрутинговые компании предлагают и услуги в профессиональной ориентации. Здесь, в отличие от старшеклассников, проблема самостоятельности и осознанности выбора не стоит.  Итак, что нужно сделать для того, чтобы максимально избежать возможных ошибок при профориентации?

Предвижу вздохи родителей: и так не знаешь, с какой стороны к этому делу подойти, да тут еще уйму проблем обрисовали. Что ж, воспитание собственных детей – это самая трудная в мире работа. И когда ребенок вдруг (когда это только вырасти успел?) готовится вступить во взрослую жизнь, никто не волнуется за него больше, чем его родители. Как ему помочь?

Если вы замечаете интерес сына или дочери к той или иной профессии, постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок принял верное решение. Может быть, для вас оно очевидно, а ему еще надо будет пройти какой-то путь, чтобы во всем разобраться самому. Обратите его внимание на то, что выбор профессии во многом определит его судьбу и образ жизни на долгие годы. Предложите задуматься о том, подходит ли работа его характеру, предложите узнать как можно больше об условиях работы, даже о таких деталях, как график работы, возможности стабильного заработка, и т.п. Очень хорошо, если ваш сын или дочь может пообщаться с кем-то из представителей интересующей его профессии, а еще лучше – понаблюдать за его работой, если возможно. Пусть он получит как можно больше информации – и тогда уж сам сделает вывод. Категоричные характеристики могут оттолкнуть подростка, а взаимопонимание так необходимо на этом трудном этапе жизни.

Часто бывает так, что родителям выбор ребенка непонятен, кажется неподходящим для него. В этом случае стоит убедиться, что он знает, что делает. Если это так – что ж, в добрый путь; иногда дети открывают в себе то, о чем родители и не догадывались.

Ну, а как же быть самому будущему абитуриенту? Если вы уверены в выбранной профессии, хорошо представляете себе, чем будете заниматься, возможно, уже даже имеете опыт работы – пусть и небольшой – вас можно только поздравить. Вам стоит, пожалуй, как можно более основательно изучить имеющиеся по выбранной специальности вузы. Причем имеет смысл ориентироваться не только на цену обучения и престижность диплома, но и на содержание программ того или иного вуза. Обратите внимание на то, какие конкретные специальности можно получить, в каких сферах можно будет реализовать полученное образование. Возможность специализации в ходе обучения, получения второй профессии (например, углубленное изучение иностранного языка или маркетинга) также имеют значение. Ведь может оказаться, что, получив более полное представление о выбранной профессии в ходе обучения, вы захотите изменить свои первоначальные планы. Например, поступая на юрфак, вы мечтали о работе в сфере уголовного права, а после третьего курса поняли, что вам интереснее всего казавшаяся прежде скучной работа в частной нотариальной конторе, а борьба с уголовщиной – не более, чем юношеская романтика. Дополнительные возможности и умения никогда не помешают. Если же вы еще не до конца определились с выбором профессии, то, прежде всего, не надо бросаться в панику и думать, что вы ни на что не способны.Наверняка есть какие-то профессии, которые кажутся вам интереснее других – постарайтесь узнать о них как можно больше. Есть множество методик, по которым можно определить, к какому типу профессий тяготеет та или иная личность – обратитесь к профессионалам, психологам, специалистам по профориентации. Задумайтесь о том, как вы хотите работать – с людьми или с машинами, в коллективе или самостоятельно, полный рабочий день или в свободном графике. (Да, это тоже важно!) Главное в этом процессе – узнать себя, узнать как можно лучше и понять, что вам нужно – именно вам, а не маме, папе и стране.

Если выбор уже сделан, но вы не до конца в нем уверены (и даже если уверены на все 100%), можно провести такой эксперимент – представить себе свое будущее в свете избранной профессии. Какой будет ваша жизнь через год, два, пять, десять лет? Подробно – работа, зарплата, карьера, семья, образ жизни. Такой опыт помогает утвердиться в своем выборе или выявить упущенные прежде аспекты профессии. Внимание должно быть сосредоточено не только на внешней стороне интересующей вас специальности, но и на ее каждодневном, рутинном содержании. От вашего выбора зависит очень многое.

       И пусть каждый из нас будет доволен своим выбором.

                                                                                                              Татьяна Быкова    

Обсудить на форуме.

B начало

 

 
 
Copyright Татьяна Быкова 2002 -2003 ©.
По любым вопросам, связанным с этим сайтом, обращайтесь сюда.
Последнее обновление: 04.01.2004 16:38


Сайт управляется системой uCoz